Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Всерьез о бензиново-электрических автомобилях мир заговорил после появления в модельном ряду Toyota тогда еще седана Prius (в переводе с латыни – «идущий впереди»). Первый массовый гибрид с нами уже целых 13 лет, но споры о его практичности и экологичности так и не утихают. В 1997 году для проведения дорожных испытаний выпустили пилотную партию Toyota Prius (300 машин). А в сентябре минувшего года с конвейера сошел двухмиллионный экземпляр модели уже третьего поколения, являющийся хетчбэком.

Умнее нас с вами
Конечно, читая об авто, хочется в первую очередь узнать не о количестве двуокиси углерода в его выхлопе и не о процессе работы ДВС с циклом Аткинсона. Но «тойотовская» технология Hybrid Synergy Drive – не просто изюминка «Тойоты Приус». Это его идея, смысл создания. Оригинальная силовая установка от Toyota состоит из бензинового мотора, тягового электродвигателя, генератора, батарей и управляющей электроники. За ее основу был взят принцип синергии, суть которого в том, что эффект взаимодействия двух или более факторов превосходит простую сумму каждого из них.

Бензиновый двигатель и электрогенератор соединены с являющейся одной из важных составных частей АКПП планетарной передачей. С ее помощью вырабатываемая классическим «сердцем» системы энергия частично передается на передние колеса гибрида, одновременно часть ее через инвертор уходит на тяговый электромотор, также приводящий колеса в движение, и по необходимости идет на подзарядку батарей. У всех трех поколений Toyota Prius бензиновый мотор соединен с вариатором, а электродвигателю, как известно, коробка передач не нужна. Особенность планетарной передачи состоит в том, что ДВС в любой момент можно исключить из схемы трансмиссии, что, согласно «умным» программам, делает электроника. Без всякого вмешательства водителя.

Главный недостаток двигателя внутреннего сгорания в том, что не на всех диапазонах оборотов его работа наиболее полезна и наименее затратна. Двигатель «не любит», когда его «перекручивают» или «недокручивают» (здесь речь о режиме работы, а не о принципе сборки!), и создатели Hybrid Synergy Drive позаботились, чтобы бензиновый мотор не вступал в работу на низких оборотах. При движении на скорости до 50 км/ч (конечно, когда батареи не разряжены) Toyota Prius движется исключительно на электротяге, фактически становясь электромобилем.

В случае с хетчбэком Toyota Prius в кузове NHW20 двигатель внутреннего сгорания – это 1,5-литровый 16-клапанный бензиновый мотор 1NZ-FXE мощностью 77 л.с. (57 кВт) при 5000 об./мин. Снаряженная масса хетчбэка – 1240-1280 кг, и, не будь «Приус» гибридом, он бы просто отказывался «ехать». Но особенность силовой установки в том, что она может «объединять усилия» ДВС и 50-киловаттного (68-сильного) электромотора. В так называемом синергетическом режиме максимальная мощность гибрида составляет 111,5 л.с. (82 кВт). По сравнению с образцом 1997 года, характеристики никель-металлогидридного аккумулятора гибрида второго поколения заметно улучшились: емкость возросла с 6-ти до 6,5 ампер-часа, а масса с 57 кг снизилась до 45 кг.

Приятные бонусы
Ценители ярких автомобилей и почитатели машин с роскошными салонами о покупке такого авто, как «Тойота Приус», просто не подумают. Внешность и «внутренний мир» модели – всего лишь дополнение к идее автомобиля, гибридной силовой установке. Обтекаемый кузов, стилистика и пропорции которого перекочевали и на гибрид третьего поколения (NHW30), стал неплохим подспорьем в завоевании этим альтернативным авто своей доли рынка – ведь седан многие ругали за неказистость и непрактичность. Пять дверей, пять полноценных мест и коэффициент лобового сопротивления в 0,25 единицы – вот формула успеха «идущего впереди». Конечно, если рассматривать его как обычную машину.

Угловатая головная оптика и лаконичная решетка радиатора делают «Приус» каким-то «добрым» и «безобидным». Словом, передок соответствует концепции экологичного городского авто. Сзади в глаза бросается тонированная планка между покатым стеклом и панелью пятой двери, а «хрустальные» стоп-сигналы заходят далеко на крылья, делая «корму» хетчбэка не такой «тяжелой». И еще: хотя в общем гибрид невыразителен, в потоке Prius замечаешь издалека.

Даже спустя семь лет после появления второго поколения гибрида его интерьер выглядит свежо и современно. А тем, кто мало знаком с традициями японского автопрома, передняя панель вообще покажется чем-то из ряда вон: узкая приборная панель находится не за «украшенным» многочисленными клавишами рулевым колесом, а у самой кромки лобового стекла. Prius лишен центральной консоли в привычном понимании. Посреди торпедо есть лишь головное устройство аудиосистемы, выше которого – большой сенсорный дисплей, на перечисление функций которого уйдет немало страниц. Правда, ради симметрии монитор не повернут к водителю, а смотрит прямо на среднего пассажира второго ряда. Мол, пусть хотя бы он подивится мгновенному расходу топлива.

К гибридному завтра?
Выбирая машину, хочется знать, чего в ней больше – плюсов или минусов. Даже если забыть про двигатель, то многим «Приус» придется по душе – он современен и где-то даже притягивает взгляд. Пятая дверь делает авто удобным для перевозки различной поклажи, а его габариты чуть ли не идеальны для города. В тестах на безопасность гибрид почти всегда получал высший балл. Да и отзывы «свежих» произведений концерна Toyota машин второго поколения не коснулись. В то же время нет выбора ни кузовов, ни типа привода.

А вот гибридная силовая установка – тема для дискуссии. Видимые на первый взгляд плюсы технологии Hybrid Synergy Drive второго поколения – это хорошая топливная экономичность, отличные экологические показатели и возможность не шуметь в городских пробках. Бензиновый двигатель Toyota Prius большую часть своей жизни проводит либо на оптимальных оборотах, либо отдыхает, значит обслуживать его придется гораздо реже, чем обычно. Меньше изнашиваются и тормозные механизмы – привычное для гибрида торможение двигателем используется для заряда батарей и позволяет экономить горючее. Главные изъяны бензиново-электрического «сердца» – недостаток специалистов, готовых обслужить «Приус» и ему подобные авто, саморазряд батарей при долгом простое (не стоит оставлять гибрид без движения более чем на три месяца) и, наконец, сведение на нет почти всех плюсов при зимней эксплуатации. Ведь при отрицательных температурах аккумуляторы отдают гораздо меньше тока, а для обогрева салона традиционно используется охлаждающая жидкость двигателя. Конечно, можно совместить японские технологии с русской экзотикой, катаясь зимой в тулупе и валенках с выключенной «печкой» и открыв окна, чтобы они не запотевали (шутка). Но в минус двадцать тяговый электромотор не включается, так что при обгонах придется довольствоваться лишь слабеньким бензиновым двигателем.

Теперешнее поколение гибрида многим напоминает второе – третий шаг не был таким большим, как первые два. Седан и первый хетчбэк Prius, по сути, познакомили мир с бензиново-электрическими автомобилями, выделились в отдельный сегмент рынка и дали «дорогу молодым». А еще с помощью второй генерации «идущего впереди» стать владельцем гибрида могут те, кто не привык экспериментировать.

Мнение владельца. Евгений Макаров: – Мой Toyota Prius – авто 2005 года выпуска в комплектации выше базовой. Имеются такие девайсы, как очиститель стекла пятой двери, камера заднего обзора и «автосвет», а также система интеллектуальной парковки, благодаря которой машину можно заставить заехать в выбранное место без участия водителя. Радует и штатный сенсорный дисплей, который отображает и, если это возможно, позволяет настроить такие параметры, как работа силовой установки, аудиосистемы и отопителя, один из самых полезных режимов – индикация срока ближайшего техобслуживания самых разных элементов. Если воспринимать Prius как обычную машину, можно отметить просторный для своего класса и светлый из-за большой площади остекления салон – обзорность совсем неплохая. На заднем сиденье просторнее, чем во многих «одноклассниках», а аккумуляторы расположены под полом багажника и не съедают полезный объем. Расход топлива выше всяких похвал, здесь спасибо гибридной силовой установке. В пробках или при равномерном движении в городе, если батареи заряжены, бензиновый двигатель отключается, а «пробудить» его можно, нажав на педаль газа. Современные гибридные силовые установки довольно неплохо работают и в холодное время года, правда, тогда бензиновый мотор включается чаще – требуется обогрев салона. Хотя привод только передний, машина отлично подходит и для зимней эксплуатации. Уже в стандарте присутствуют 15-дюймовые колеса, и недостатка в дорожном просвете нет.

В том, что на наш рынок гибриды попадают не новыми, нет ничего плохого. Несмотря на большой разброс «японского» пробега – от 30-ти до 150 тысяч км, машины второго поколения практически всегда можно оценить на «хорошо», и новые владельцы редко остаются разочарованными.

Технические характеристики Toyota Prius II 1.5 S
Двигатель:
Hybrid Synergy Drive II – рядный 4-цилиндровый ДВС объемом 1496 куб.см и тяговый электромотор
Максимальная мощность ДВС: 77 л.с. (57 кВт) при 5000 об./мин.
Максимальный крутящий момент ДВС: 115 Нм при 4200 об./мин.
Мощность электромотора: 50 кВт (68 л.с.)
Привод: передний
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4445х1725х1490 мм
Габариты салона (длина-ширина-высота): 1890х1440х1225 мм
Дорожный просвет: 145 мм
Снаряженная масса: 1250 кг