Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf

Текст перед ссылками: King and Sons ;Разделитель ссылок: изготовление велопарковки своими руками ;Разделитель ссылок: знаки системы навигации в сфере туризма Текст после ссылок:

Ее любили и осуждали. Ей жили и увлекались. Ей поклонялись и от нее отрекались. Нет, речь пойдет не о женщинах, но о другой не менее сильной и всепоглощающей страсти – охоте. Рассуждать об этической составляющей этого увлечения оставим «зеленым». Равно как и о том, насколько в XXI веке пристало человеку разумному бегать по лесам-болотам, подобно своему первобытному предку, разнясь с ним лишь в приспособлениях для добывания дичи (все же современный винчестер мало напоминает копье с каменным наконечником). Нет смысла спорить. Во всем, что касается охоты, каждый решает для себя сам – заниматься ей или еще погодить.

Опытные люди утверждают, стать охотником просто. В смысле, даже сугубо городской человек, побывав в лесу и самостоятельно добыв… хоть что-нибудь, заболевает охотой навсегда. Что тому причиной – предмет исследования других журналов, более научных. Но даже без цитирования умных книг, поминания всуе всемирно известных имен и приведения непонятных терминов на латыни ясно: в цивилизованном человеке просыпается, казалось бы, безвозвратно потерянный дух добытчика. Дух того самого небритого и нестриженного питекантропа, что с ватагой братьев-близнецов гнал мамонта или с голыми руками ходил на пещерного медведя. Нет, чтобы ни говорили ученые, но похоже, что с утверждением «генетика – продажная девка капитализма» они поторопились. Есть гены, есть. И хранят они память исчезнувших поколений получше и понадежнее самых дорогущих жестких дисков. А чтобы вызвать эти подзабытые навыки, никакого сложного оборудования и не понадобится. Запускается механизм из цикла «вспомнить все» быстро и надежно погружением в знакомую атмосферу. Куда в обязательном порядке входят лес, небо и… азарт. Но «заболеть» – дело нехитрое. Важнее решить, что делать дальше? Если поддаться этой заманчивой «хвори», то нелишне будет прикупить «лекарств»: ружье, экипировку, лицензию. Если же решено лечиться, путь, скорее всего, придется выбирать тот же. Тут следует предупредить, что излечиться пока еще никому не удавалось. А значит, придется смириться – стоить увлечение будет недешево.

С чего начинается… охота
С желания. Да-да, это первое главное и необходимое условие. Поскольку без него любые вложения – как водка без пива – деньги на ветер. Именно желание вытаскивает привыкших к теплу и комфорту неженок в снег и дождь в поле и на болота в сомнительной надежде поймать… нет, не утку или фазана, но кайф. Тот самый, ни с чем не сравнимый миг восторга (по научному его еще называют «катарсис»), когда мужчина осознает себя тем, кем в реальной жизни, может, и не является вовсе, – повелителем природы, воином и Охотником. Все, он пропал. Как наркоман, подсевший на дозу, такой мужчина будет стремиться повторить эти ощущения. Но чтобы все было в рамках закона (это об охоте, с наркоманией и так все ясно), придется провести ряд дополнительных мероприятий. На начальном этапе несложных и не особенно затратных. И первое, что придется сделать в обязательном порядке, – вступить в общество охотников и рыболовов.

Надо признать, что в далекие, теперь почти былинные времена Советского Союза сделать это было не в пример проще. Еще лет двадцать назад лишь во Владивостоке таких обществ насчитывалось минимум пять. Это только районных, не считая ведомственных и краевых. Сегодня осталось только два – в Первореченском и Советском районах краевой столицы. Плюс Общество любителей охоты. В городе они объединяют около пяти тысяч человек, в крае зарегистрировано порядка 44 тысяч. Много это или мало? Пожалуй, что для такого охотничьего рая, каковым является Приморье, мало. Достаточно сказать, что всего по России «законных» охотников около трех миллионов! Какое общество выбрать? Тут все просто – какое нравится. Правда, разумно будет обратить внимание на ряд факторов. Так, некоторые общества, помимо необходимых документов (о них ниже), предлагают еще путевки в наиболее популярные охотхозяйства. А это значит, что не нужно будет ехать наудачу в Ханкайский или Чугуевский район, приобретая там обязательную бумажку по неизвестной цене. Все, как говорится, можно оформить на месте, предварительно выбрав то, что интереснее и выгоднее. И уже после этого спокойно ехать за своей уткой (а то и кабаном).

Впрочем, до «ехать» еще далековато. Сначала нужно стать охотником официально. Для чего следует явиться по адресу выбранного общества с паспортом (или копией) и двумя фотографиями. Это все потребуется для оформления учетной карточки и выписывания охотничьего билета. Да, лучше захватить немного наличности. Как правило, вступительный взнос не превышает 1500 рублей, плюс рублей 700 за членство. Не так уж и много за право не только стать охотником на бумаге, но и за перспективу. Поскольку означенные выше документы дают право на приобретение ружья!

Но если кто-то уже прикидывает, как он будет смотреться с «Ремингтоном» или «Вепрем», пусть мечтает. Во-первых, никто нарезного «Вепря» неофиту не продаст. Сперва придется заслужить это право пятилетним испытательным сроком, в течение которого ни одного нарушения быть не должно, иначе… придется мечтать дальше. А во-вторых, даже что-то гладкоствольное пока недосягаемо. Правда, срок ожидания будет поменьше, но избежать процедуры проверки в разрешительной системе районного отдела внутренних дел не удастся. Когда после проверки всех предоставленных документов (перечень которых, равно как и сроки, можно будет узнать в едином отделе, к примеру, во Владивостоке по адресу: Гамарника, 9) вас сочтут достойным носить оружие, к уже имеющимся охотничьим документам добавится еще один – лицензия на право приобретения. Тут важно понимать, что бумажка эта позволяет лишь купить ствол. Пользоваться им, а также перемещать и хранить может позволить другой документ, больше напоминающий пластиковую карточку. Он так и называется – разрешение на хранение и ношение. Зарегистрировать ружье и получить такое разрешение нужно быстро – на все про все десять дней. Да, этапов много. Но они необходимы. Если вспомнить, что хороший охотник, как правило, имеет не одно ружье (и даже не два), то получается, что у миллионов мужчин, объединенных в охотничьи клубы и общества, даже официально на руках до десятка миллионов часто стреляющих стволов. И за каждым нужен глаз да глаз – ситуация в мире-то неспокойная. Так что не стоит роптать – закон суров, но это закон!

Куды податься?
Вопрос отнюдь не праздный. Дело в том, что только в Приморье более 100 охотхозяйств. Правда, по краю они распределены неравномерно. Так, в Хорольском и Ханкайском районах по одному, в Партизанском районе – девять, а в Чугуевском – целых 15. Что брать за основу при выборе, сказать сложно – дело вкуса. Как правило, есть несколько наиболее популярных мест, куда едут массово. Кстати, узнать, куда и «на кого» лучше поехать, можно в своем обществе охотников. Отыскать там людей опытных несложно. Более того, помимо совета, там же можно получить разрешение и купить путевку. Эти обязательные для промысла «верительные грамоты» охотничьи общества берут на реализацию в охотхозяйствах и распределяют среди своих по доступным ценам. Если владельцы охотничьих угодий не жадничают, такой порядок выгоден всем: и охотникам, и обществам, и охотпользователям. Так, путевка в наиболее популярные у охотников-любителей Хасанский и Надеждинский районы стоит порядка 2000 рублей на сезон, в Хорольский и Ханкайский – по 3000. Тут уже можно выбрать. Кстати, если не планируется несколько выездов за сезон, можно купить «суточный проездной» за 200-250 рублей.

Что такое путевка – требует небольшого пояснения. Эта своего рода «лицензия на убийство» (ничего не поделаешь – охота все же не вышивание крестиком), дающая право на отстрел определенного вида и количества дичи. Понятно, что в каждом хозяйстве свои предпочтения и ограничения, но, как правило, выбор есть – минимум три-четыре наименования. К примеру, сейчас, в сезон охоты на водоплавающую дичь, «сезонка» (жаргонное название путевки) дает право на отстрел двух гусей, шести уток, десятка бекасов. Эти цифры носят не просто рекомендательный характер. Все сложнее. Любое превышение лимита карается по статье «браконьерство» и на весах Фемиды тянет немало. Причем, чтобы впредь неповадно было, берется сразу два (!) штрафа – за нарушение правил и отдельно за каждую незаконно добытую единицу. Сколько это в рублях? Много. Пример: маленькая уточка (т. н. мандаринка) встанет в 25 000 рублей за каждый «клюв», журавль – еще дороже (до 70 тысяч деревянных). Правда, следует отметить, что такие драконовские меры распространяются в основном на «краснокнижных» пернатых. Но успокаиваться не стоит – за тех, что официально идут «в добычу», платить так же придется. Хотя и поменьше.

И пару слов о сезонах – о ключевом понятии в таком непростом деле, как охота. О внимании, которое ему уделяется, говорит тот факт, что постановление о сроках подписывает лично премьер-министр. Хотя, понятное дело, он по лесам в поисках информации не бегает, а руководствуется все же пожеланиями и рекомендациями знатоков. Для каждого региона сроки свои, но вот принцип разделения единый. И состоит в том, чтобы на время вывода молодняка не мешать родителям. Тут ничего от гуманности, чистый расчет. Ибо если выбить взрослых особей, значит лишить утят или фазанят родительского присмотра. Что значительно увеличивает шансы птенцов не вырасти и даже не выжить. А это, как следствие, приводит к тому, что в этом конкретном ареале охоты не станет. И значит, плакали денежки за лицензию, путевки и прочие дополнительные услуги, что ныне оказывают хозяйства охотникам. Так что в этом вопросе природа и человек вроде как пришли к единому мнению. И условились, что (касаемо осенне-зимнего охотничьего сезона) с 1 сентября по 15 ноября охота разрешена на водоплавающую и болотную дичь (утка, бекасы, горлицы), на фазана – с 25 сентября до конца октября, а с 1 ноября по 25 декабря (по некоторым хозяйствам вплоть до 15 января) – на копытных (изюбр, кабан, косуля, олень, пушные звери). Кстати, о копытных. Путевка на их добычу стоит дороже, нежели на ту мелочь, о какой было сказано выше. Причем значительно. И если базовая цена такого документа устанавливается государством и, как правило, сравнительно невелика, то в том, что касается «торговой надбавки» охотхозяйств, – фантазия безгранична. Есть примеры, когда ценник путевки на кабана доходил до 50 тысяч рублей. Притом что никто не гарантирует, что кабан будет добыт и деньги хоть как-то «отобьются». Природа от того и сохранилась, что за века эволюции научилась весьма неплохо маскироваться и прятаться от человека. Так что – удачи!

Вместе весело?..
Согласно тексту старой песенки, «если с другом вышел в путь, веселей дорога». Надо заметить, что не все охотники разделяют это мнение. Известно, что самые именитые из них (Ленин, Некрасов, Тургенев) предпочитали побродить по лесам «с ружьишком» как раз в гордом одиночестве. Собака, понятное дело, не в счет. Современные охотники так же нередко выбирают индивидуальный маршрут. И дело здесь не в жадности (все, что добыл, только твое), но в нелюбви к тому, что называется «охотой» у подавляющего большинства «охотников». Последние, по счастью, угрозы для зверья не представляют. Ибо их цель вовсе не засада, гон, свежевание, но выезд на природу, общение с себе подобными, костерок и рюмочка. Никто и не спорит, что такой вариант также имеет право на существование, а местами даже предпочтительнее. И все же охота – это нечто иное, чем просто посиделки с разговорами. О том, как подготовиться к выходу «в поле», что взять с собой и на что обратить внимание, – в нашем следующем материале. Поскольку, как было сказано выше, настоящая охота – это совсем другая история…

Мнение специалиста.
Леонид Петрович Семин, председатель Первореченского районного общества охотников и рыболовов (охотничий стаж 65 лет):

– Число охотников год от года растет. И это несмотря на то, что цена охоты с каждым годом дорожает: увеличивается стоимость боеприпасов, продуктов, бензина… Сказывается ли это на количестве выбиваемой дичи? Да, но не по причине увеличения численности охотников. К сожалению, развелось очень много браконьеров, и закон против них почти бессилен. Более того, несколько лет назад хозяевам охотничьих хозяйств запретили заниматься охраной. Раньше охотоведы и егеря совместно с сотрудниками милиции выезжали, проверяли и досматривали машины, составляли протоколы, выписывали штрафы. А сегодня они не имеют права остановить машину, не говоря уже о проверке.