Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Что всегда поражает на разного рода байк-мероприятиях, так это непохожесть присутствующих (разумеется, вместе с хозяевами) «лошадок» на свое же изображение в каталогах. Да что там на изображения! Порой даже стоящие бак к баку однотипные и равнообъемные тезки-ровесники отличаются друг от друга, как китаец от негра. Кстати сказать, характеристики двигателей тоже порой не совпадают. Почему так происходит – несложно догадаться, если знать один мудреный термин. Который по большей части отчего-то употребляют при разговоре о машинах и женщинах. Но который в последние годы все чаще упоминается и в мототусовках. Важное замечание – российских! Поскольку «у них» – на Западе – это направление развито очень и очень прилично…

В переводе на…
Самые прозорливые, вероятно, поняли, что разговор ниже пойдет о тюнинге. Тем, кто еще сомневается, придется напомнить о такой увлекательной книжке, как англо-русский словарь. Где на одной из страниц черным по белому (красным по зеленому!) поясняется, что в переводе с языка Шекспира слово tuning означает «настройка». Надо признать, что применительно к технике этот термин толкуется много шире. Это давно уже не просто отстраивание на слух более или менее ровной работы двух цилиндров, «завязанных» на один «ижовский» карбюратор, или (для автомобилей) «втыкание» монеток под уплотнительную резинку лобового стекла. Сегодня, когда по всему миру работают тюнинговые ателье, когда целые фирмы основой своей деятельности полагают изготовление индивидуальных (!) элементов для того или иного транспортного средства, а инженеры-дизайнеры соревнуются между собой в желании воплотить в реальность совершенно нереальные автомотопроекты, тюнинг вышел на новый качественный уровень. Впрочем, в самые «верхние слои атмосферы» забираться не будем – имеющий глаза, уши и Интернет да найдет ответы на свои вопросы самостоятельно! Луч интереса настоящего материала предельно узок – самые очевидные приемы и способы тюнингования мотоциклов, которые находят все больше сторонников и последователей. О чем и говорит со всей очевидностью пестрый модельный и внешне оригинальный ряд мотоциклов на разного рода массовых сборищах байкеров и примкнувших к ним почитателей.

Сразу следует оговориться, что ниже ничего не будет сказано о костомайзинге. Направлении, которое ошибочно считают элементом тюнинга, ведь давно признано, что это совершенно отдельная ветвь в мотостроении и мотосовершенствовании. Предполагает кастомайзинг ни больше ни меньше… создание байка исключительного, не похожего ни на какой другой. Говорить о таком «строительстве» можно долго и со вкусом, приводя примеры оригинальных конструкторских решений и восхищаясь смелостью замысла. И… стыдливо умалчивая о «цене вопроса». Если уж новый серийный байк «встает» в тысячи «вечнозеленых денег», то конечный «ценник» индивидуального мотоцикла может поразить даже людей искушенных. Так что об этом – как-нибудь в другой раз.

Обманчивая внешность
Даже неспециалисты подразделяют тюнинг мотоциклов на две неравные части: внешний (покраска, полировка, обвесы, оптика, свет) и внутренний (форсировка мотора, изменение подвесок, тормозов). Едва ли стоит оригинальничать в этом вопросе, и потому рассмотрим обе составляющие в означенном выше порядке. Кстати сказать, общепризнано, что для тюнинга исключительно хорошо подходили «совкоциклы»! Вот уж где было развернуться рукастым гаражным мастерам! Но это так, к слову…

Первое, на что падает взгляд владельца, желающего «затюнить» свой моц, – зеркала. Обусловлено это не только очевидностью, но и тем, что при аварии они, как правило, самый уязвимый элемент. И потому самым непоседливым задумываться над вопросом, какие зеркала лучше поставить, приходится часто. И отвечают на них по-разному. Те, кому безопасность дороже понтов, отдают предпочтение моделям со сферическими поверхностями большой площади. Ну а для кого «жажда – ничто, а имидж – все», зеркала также являются деталью (далеко не самой важной), дополняющей общий образ мотоцикла и его владельца. Как результат такого отношения на свет появляются кованые (!) готические «зеркала-кресты» или, напротив, крохотные, почти незаметные в обтекателе «зеркальца». Хотя бывает, что именно форма зеркала придает совершенно необычный вид «железному коню», радикально меняя его внешность.

Вторым на очереди (нередко первым) объектом внимания становится свет. Едва ли кто станет оспаривать очевидное – свет у мотоцикла должен быть ярким и надежным. Ну хотя бы потому, что именно от этого напрямую зависит безопасность. И здесь серьезным подспорьем и для тюнинга, и для снижения опасности «не увидеть» становится светодиодная оптика. Как на стоп-сигналах, так и на поворотниках. И плюсов тут не счесть. Во-первых, светодиоды служат значительно дольше, во-вторых, светят ярче и, в-третьих, энергии потребляют меньше. Стоят, правда, недешево, но экономия и тюнинг – понятия вообще взаимоисключающие. На «передок» стало очень популярно ставить ксенон (в основном для ближнего света). И тут важно помнить, что дорожная полиция России (правопреемница почти родной «гайки») с большим неудовольствием относится к таким дополнениям. Зато с огромным удовольствием «стопорит» на трассе и выписывает штрафы счастливым «ксеноновладельцам». Самые продвинутые идут еще дальше и в качестве варианта тюнинга используют… стробоскопы. Это некогда чисто лабораторное оборудование запрещено официально, но кто в отечестве обращает внимание на такие пустяки?!

Слово «крэш» всегда настораживает. Не очень успокаивает даже приставка к нему – «протектор». А между тем крэш-протекторы – мало того что красивое, но еще и очень полезное дополнение. В особенности для новичков из числа тех, кто сразу оседлал дорогой, «приемистый» и основательно капотированный байк. Даже просто уронить такую дорогую игрушку жалко, а если при этом еще и пластик раскрошится! Что говорить о незапланированном падении на скорости, когда только такой слайдер или установленная дуга могут спасти. Причем не столько пластик, сколько ноги «ездюка». Отсюда совет: не нужно экономить на слайдерах (они же крэш-протекторы), и значит, при выборе следует отдавать предпочтение известным фирмам. Ибо (в случае низкокачественного слайдера) при аварии последствия будут хуже, чем вообще без него.

Менее заметным внешне, но очень полезным по сути может стать смена рабочих рукояток. Едва ли кому нужно доказывать очевидное – ручки, без преувеличения, едва ли не главный инструмент пилота (второй – ножные рычаги). И следовательно, они должны быть удобными, комфортными и… эффективными. Это относится больше к ручкам для «спортов», обладающих порой невероятно высокими сцепными свойствами. А вот комфорт обеспечивают ручки с подогревом. Это с большей долей вероятности оценят мототуристы из числа тех, кому доводилось ездить «по холодку». За час-другой руки, даже в теплых перчатках, просто отказываются подчиняться. А в такой ситуации недалеко и до беды…

Еще очень полезное дополнение для туристов – стекла. Может, кто не знает, но завод мотоциклы защитными стеклами в массе своей не комплектует (маленькие и невысокие «стеколки» не в счет). А они бываю ох как нужны! Но отдадим должное «смежникам» – предложения по ветровым стеклам очень многообразны, и подобрать можно «и на вкус, и на цвет». Это не преувеличение – сегодня в каталогах предлагаются стекла разного цвета и степени прозрачности. А еще – формы. Самые популярные среди них – «колбы». Эти стекла такой же длины, как стандартные, однако более выпуклые. А значит, и лучше отводящие воздушный поток и не создающие при этом дополнительного сопротивления. Другое направление – туристические стекла. Их форма стандартна, а вот высота заведомо больше. Такой «перекос» позволяет максимально защитить путешественника от ветра и непогоды, уже не особо заботясь об аэродинамике.

И последнее в коротком списке – сиденье. Довольно интересный с точки зрения стиля компонент. И очень важный для пилота. Ведь сиденье наравне с рукоятками и рычагами – то немногое, что постоянно находится в контакте с мотоциклистом. И тут важно определить понятие комфорта исключительно под себя. И предпринять шаги для воплощения его в реальность посредством тюнинга, сиречь замены существующего на более удобное. Так, если мотоцикл используется не просто для повседневных поездок, а для тысячекилометровых «прохватов», есть смысл подумать об… индивидуальном пошиве. И такие услуги оказываются, хоть и стоят они недешево, поскольку и материал, и сама работа предполагают знание предмета и наличие очень хорошего спеца. А их всегда было мало, и брали они всегда… соответственно.

Внутренний мир
И буквально два слова о вмешательстве во «внутренние дела», иначе говоря – о вторжении в «движку», подвеску и тормозную систему. Сразу стоит предупредить: такой тюнинг невозможен без Мастера! Ибо предстоит поменять не просто одну заводскую деталь на другую точно такую же, но заменить один элемент механизма на другой (с иными техническими характеристиками, эксплуатационными свойствами и качественными показателями). Но зачем, спросит сбитый с толку неофит. Неужели недостаточно того, что инженеры ведущих компаний ночи не спали, проводили испытания, высчитывали необходимые параметры? Да, знаете, некоторым недостаточно. Особенно тем, кто с известным скепсисом относится к ограничениям в части скорости и с особым пиететом – к понятию безопасности. Дело в том, что заводские детали (и их аналоги) рассчитаны на скорости, которые регламентированы государственными службами транспортного контроля. Но трудно представить какой-нибудь супербайк, честно ползущий в общем потоке на разрешенных 60 км/ч. Они, собственно, так и не делают. А тюнинговые детали как раз и рассчитаны на то, чтобы мотолюбитель чувствовал себя уверенным и на пределах возможности аппарата. А это уже в районе «под 300 км/ч». И вот чтобы выжать из такого «супера» все, на что он способен, используют детали таких всемирно известных ателье, как Olins, Brembo. Которые, это важно, гарантируют работу своих элементов на пределе возможностей мотоцикла. К примеру, перегрев тормозных колодок китайского или тайваньского производства может привести к самым печальным последствиям, таким как разрыв тормозного шланга, не выдержавшего колоссального давления или просто не обеспечившего четкого срабатывания тормозной системы. Впрочем, существует и еще один аспект. Так, к примеру, выхлоп Akrapovic или Yoshimura обеспечивает не только красивый и повелительный рык тяжелого байка, но и заметно повышает характеристики двигателя. И так – буквально на каждом этапе…

Как видно из приведенного выше короткого перечня, в тюнинге есть смысл, есть своя сермяжная правда. Это и красота, и безопасность, и комфорт. А еще – неповторимость. Что во многом и определяет растущую популярность тюнинга в России. Мы ведь и сами меняемся, становимся другими, становимся индивидуальностями. А за нами и наши байки…